Арсений Гончуков (a_gonch) wrote,
Арсений Гончуков
a_gonch

Когнитивная остановка

Алексей Залесский
30.03.2013 00:48


Субъективная рецензия на фильм Арсения Гончукова "Конечная остановка"

Считаю своим долгом сказать заранее: тематика митингов, идеи социал-националистов, околофутбольная жизнь и миграционная политика нашего государства не входят в сферу моих интересов. На митинги я не хожу, в борьбе за идеи не участвую, даже в футбол не играю и не смотрю. Но, невзирая на все вышесказанное, фильм "Конечная остановка" молодого московского режиссера Арсения Гончукова не оставил меня равнодушным. Скажу больше — короткометражку я проглотил за один присест, просмотрел от начала и до конца на одном дыхании (даже титры). А отделаться от увиденного не мог в течение всего оставшегося дня.

По натуре я человек медлительный, особенно когда речь заходит о попытках осмыслить что-то, требующее серьезного анализа. И, как многие, воспринимаю полученную информацию сквозь призму чувств: если новое знание самопроизвольно уходит из оперативной памяти мозга, туда ему и дорога. Совсем иные ощущения остались у меня от "Конечной остановки". Эмоции, оставшиеся после просмотра ленты, заставили меня задуматься — что же так сильно поразило меня? Насилие? Но ведь насилия — причем, разной степени актуальности и натурализма — хватает и в повседневной жизни. К нему мы надежно приучены и средствами массовой информации, и окружающей действительностью. Разногласия на почве межнациональной розни? Такая формулировка вообще отдает нафталином, и ничего кроме зевоты вызвать не может в принципе. Тогда что?

Еще будучи студентом я, среди прочего, твердо усвоил одну простую истину: вымысел — не есть ложь. Спасибо Даинэлю Пеннаку. Так, например, фантастическая литература — будь то сайленс-фикшн или пресловутое фентези — не бегство от реальности, а наоборот: способ передать вырванными из привычного контекста затершиеся образы и обстоятельства реальной жизни. Оказавшись в непривычной для себя обстановке, они становятся рельефными, осязаемыми, легко заметными. То же происходит и с человеком, попавшим в критическую ситуацию: в вихре событий проявляется его истинное лицо.

Внезапно меня осенило. Ведь фильм "Конечная остановка" — не попытка рассказать случайную историю из ничьей жизни, а серьезный, философский анализ человеческого бытия. Бунт против косного, привычного, штампованного мышления. Постараюсь объяснить свою мысль более развернуто. Путь из пункта А в пункт Б на замызганном автобусе для каждого пассажира — ни что иное, как символ путешествия по окружающей нас действительности. Для главного героя картины — бритоголового парня с татуировкой свастики на шее — это путешествие могло завершиться (путь простит меня автор за сослагательное наклонение, которого не знает ни история, ни кино) ни много, ни мало изменением мировоззрения. "Незапланированная" случайность едва не стала новой вехой в его жизни...

Не случаен и психологизм киноповествования — герои на протяжении большей части фильма как бы противостоят друг другу: один сидит в кресле, другой нависает над ним, их лица направлены друг на друга, они находятся в активной конфронтации. Что же происходит в финале? Обоих актеров режиссер ставит на одну линию, плечом к плечу. Могу себе представить, что должно было твориться в голове у бритоголового героя. Специалисты называют это ощущение когнитивным диссонансом — это такое состояние, когда сформировавшийся в голове шаблон поведения с треском рвется на куски. Вопрос стоит максимально остро: как ты поступишь с предоставленной тебе возможностью изменить свой внутренний мир? Решение же этой проблемы в подавляющем большинстве случаев оказывается максимально простым — нужно вернуть все на свои места, вернуться к привычному порядку. Именно такое решение принимает и наш герой. Не буду спойлерить, смотрите сами. Фильм, пролежавший на "фестивальной полке" 2,5 года, теперь можно посмотреть в открытом доступе.

А теперь вернемся к началу повествования. История, предваряющая главную тему картины. Первый штрих на чистом полотне, деталь, которой автор отводит не главную роль, но без нее невозможен когнитивный диссонанс уже в мозгу не вымышленного героя, а совершенно реального зрителя. Искусство ради искусства, может быть, и имеет право на существование, но без активной, социальной, местами протестной составляющей рано или поздно перестанет влиять на людей и сотрется из наших жизней. Как сказал один философ (российский писатель Александр Зиновьев), "решенные проблемы уходят в прошлое, поставленные — рождают будущее". Наша же задача — смотреть в это будущее широко открытыми глазами. И помнить о том, что эволюция требует от нас способности меняться. Хотя бы в самом малом.
Tags: Короткометражка "Конечная остановка", Фильм Конечная остановка
Subscribe

  • (no subject)

    Кому-то может показаться, что у нас все хорошо. Но как сказала мне моя подруга, начав помогать: я думала, это у меня проблемы... На проект…

  • (no subject)

    Похвастаюсь. Такси. Тверская. Первый замечаю и ору водителю - мальчик в трениках перебегает улицу и прямо нам под бампер. Месяц назад так же…

  • (no subject)

    Позвали в студию гостем программы на НТВ. Вот, думаю, будем сейчас громить пятую колонну, сдавать старых друзей, обсуждать Собчак, заниматься…

promo a_gonch may 27, 2014 09:35 1
Buy for 600 tokens
Это случилось, друзья! Спустя 2 года после выхода фильма! Интернет-премьера остросоциальной драмы от правообладателей. Фильм был снят в 2012 году, без поддержки государства и продюсеров, на собственные средства авторов и при помощи народного финансирования. Актеры и команда работали…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments