Арсений Гончуков (a_gonch) wrote,
Арсений Гончуков
a_gonch

История создания фильма (как бы)

Продюсер попросил написать историю создания фильма, я начал писать и увлекся, получился целый манифест, или концепция, вот:

«При создании любого авторского фильма, а мы говорим именно об авторском фильме,  сценарист и режиссер отталкиваются от собственного жизненного опыта. Это отнюдь не значит, что они снимают фильмы о себе. Кино - это искусство в первую очередь для людей, для зрителя, а значит, должно стремиться к тому, чтобы быть доступным и понятым. При желании, конечно, его понимать. И при некотором, возможно, усилии. Стоит оговориться сразу, что это самое "усилие" не делает авторское кино каким-то особенным, как и само его авторство. Просто кино бывает разное и это прекрасно.
Почему и зачем мы стали снимать фильм "Сын"? Как появился его сценарий? Зачем мы делали этот фильм? Что натолкнуло нас на создание именно этой истории? Это всегда  достаточно сложные вопросы для авторов. В кино, которое существует вне индустрии, не против, но и не гонится за коммерческой привлекательностью, ответы на эти вопросы лежат вне плоскости "сборов" и "бокс-офисов", а значит, и вне очевидной логики. Например, логики "кино - это развлечение". Нам кажется, идеи подобных фильмов рождаются от необходимости их высказать, от острой потребности говорить на те или иные темы, по зову сердца и по велению души. В своем происхождении авторские фильмы, как нам кажется, более всего близки поэзии. Кстати, стихи писали не только Федор Тютчев или Томас Стернс Элиот. Стихи когда-либо писал каждый. И это правильно. Наши идеи появляются естественно, сами, как мысли и эмоции ежеминутно появляются в голове у любого человека, живущего на земле. Тут нет абсолютно ничего особенного. Мы живем, мыслим, выражаем себя.
Но если оставить за кадром сложные вопросы и причины появления на свет кинокартины "Сын", и поставить вопрос максимально конкретно - "Почему именно на эту тему вы сняли фильм, а не на какую-либо другую?", то ответ очень прост. Темы фильма "Сын" - это любовь, одиночество, месть, выбор, сострадание. У героя тяжело больная мама, другие родственники давным-давно их бросили. В трагическую минуту сын разыскивает их, сестру и отца, чтобы найти утешение. Но находит не людей, а что-то далекое и чужое, он встречается с ними, но не видит в них ни сострадания, ни участия. Эти, якобы родные, люди - ядерные тени, бутафория, но почему? Да нет, они тоже люди, а не изделия умелого таксидермиста, просто у них вместо сочувствия только правота и "своя" правда. Другая беда в том, что герой долгие годы ухаживает за матерью в-одиночку. Но у его любви нет ни выхода, ни ответа. А потому, потеряв эту любовь, он вдруг осознает, что он не умеет прощать. Но тогда его любовь - разве это любовь? А его жизнь - что это такое? А еще, ведь можно умереть и до смерти... И это ли не самое страшное? Одиночество, неумение прощать, глухота к близким, мстительность, наконец, - все это не социальные, а наши внутренние, если хотите, личные пороки. Хотя пороки ли это? Нет, это всего навсего - мы. Разные, не хорошие, но и не плохие.
И если не просто существовать, если пытаться жить осмысленно, то как не говорить об этих вещах? И не снимать, например, фильмы. Собственно, о человеке, о его душе, сердце, любви, долге. Авторам фильма "Сын" кажется, что об этом нужно говорить. Точнее, необходимо. Почему? Да потому что, как говорят умные люди, искусство - это единственное, что делает нашу жизнь осмысленной. Нам кажется, что это действительно  небесполезная мысль.
Что касается производственной истории фильма, стоит упомянуть, что под подобные авторские проекты практически невозможно привлечь хоть какое бы то ни было финансирование. Как можно просить деньги на то, чтобы написать стихотворение? Другое дело, что кино - дело затратное, не в пример написанию виршей. Но тут вспоминается великий Тарковский, который говорил, что именно этим, нуждой тратиться и даже окупаться - этим, в этом, кино самое несчастное из искусств.
Авторы фильма "Сын" снимали картину на собственные средства. А так как их было очень немного, съемки велись в тяжелых и крайне жестких условиях. У нас не было и половины того, что бывает на традиционных съемочных площадках. Никому, в том числе актерам, не выплачивались гонорары. Съемки проходили в два этапа, зимой 2013 года и продолжились зимой 2014-го. Мы трудились самоотверженно, отдавая все нашему делу. Не только сердце и душу, надо сказать. Не забывали мы и о важной съемочной технике, без которой создание такого сложного визуального произведения, как кинокартина очень затруднительно.
Однако мы преодолели все трудности, о которых, количестве и составе, теперь даже не хочется вспоминать, и сделали все, чтобы достойно рассказать историю. Нашему зрителю. То есть зрителю, который умеет думать, любит размышлять, и которому не чуждо то, что обычно называют - работой души. Только и всего.
Арсений Гончуков, автор сценария и режиссер-постановщик фильма "Сын"»
Tags: Фильм Сын, кино, кинопрактика, личное
Subscribe

  • (no subject)

    За несколько дней после публикации единственного поста о поиске идей веб-сериалов получил 130 файлов от почти сотни авторов. 90% из которых…

  • Читаю присланные сценарии

    Внимание! Сенсация! Читаю присланные сценарии! Да, это нужно было сделать примерно 1000 лет назад. Но мне все было некогда! Но лучше поздно, чем…

  • (no subject)

    Мне кажется, у меня получилось. Мне кажется, получилось хорошо. И первые косвенные отзывы мои ощущения подтверждают. Никто не поверит, сколько я его…

promo a_gonch may 27, 2014 09:35 1
Buy for 600 tokens
Это случилось, друзья! Спустя 2 года после выхода фильма! Интернет-премьера остросоциальной драмы от правообладателей. Фильм был снят в 2012 году, без поддержки государства и продюсеров, на собственные средства авторов и при помощи народного финансирования. Актеры и команда работали…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments