Да! Я тут просмотрел "Дюнкерк" Нолана. И вот что скажу.
Молодой, высокий, красавец-блондин, гений, Нолан, снимающий филигранное, абсолютно режиссерское, авторское, глубокое, и при этом совершенно зрительское и точное кино — как вообще девушки всей планеты спят спокойно? Хорошо, что я не девушка и мне просто нравятся его фильмы.
Это было лирическое вступление.
Режиссер в "Дюнкерке" редкий и что называется, "чистый". Поразительно, как спаяны композиция кадра, монтаж, и сцен и эпизодов, и весь сценарий. Назвал это про себя "изобразительная спираль", когда кадры создают собственное пространство внутри каждой сцены, сцены сами по себе соединяются, как ртутные шарики, в эпизоды, и — получается некая воронка всеобщего смысла, которая затягивает нас от общего к частному. От вычищенных общих композиционно выверенных кадров до деталей микроэпизодов и интриг на коротком фокусе, когда мы уже рядом с героями.
Собственно, любое гениальное кино это вот единство драмы (сценария), пространства кадра, монтажа пространств и общей идеи, сути фильма. Фильм хрустален и гармоничен, как небо, которого в нем так много.
Я бы написал разбор. Но это необязательно.
Чудо "Дюнкерка" живет во мне и заполняет небом.
И да, уверен, это один из лучших фильмов о войне. Их я знаю и люблю немало. Но почему-то именно после "Дюнкерка" понимаешь не тяготы войны, не кровь ее и боль, но странную вещь. Понимаешь, почему именно и за что так долго все мы, и европейцы тоже, ненавидели немцев. Не Гитлера даже, а немцев. Именно их. Национально и персонально (что отдельный кошмар и несправедливость, конечно).
Вот эту причину я тоже увидел. Причину этой ненависти. Потому что война неудобна, унизительна, унижает не только тебя, твою гордость и нацию, а унижает самую жизнь, ее уклад, ее течение, ее смысл. Достоинство жизни человека на земле, как таковое.
Но это уже такое личное.
Если вернуться к тому, с чего я начал, то после фильма ты даже чувствуешь, какой он человек, Нолан, какой он прекрасный, свой, родной, потрясающий.
Journal information