a_gonch

Categories:

Конец литературоцентричности

Вчера слушал лекцию Мария Черняк, где шел разговор на тему, актуальную уже лет двадцать как, но тем не менее крайне интересную. Собственно, потеря русской цивилизацией литературоцентричности, как важнейшего свойства, чуть ли не нашей национальной идеи. Самый страшный и печальный тезис, кстати, звучит так: "Будущее русской литературы — ее прошлое". Речь идет о русской классике, великой, неистребимой, она как гигантский валун из цельного куска золота, которым задраили пещеру на многие столетия. На лекции, кстати, приводились итоги опроса среди школьников, которые русскую классику называли страшно пафосными эпитетами, а в адрес современной русской литературы звучала чуть ли не брань, матерщина, удивительно... Русскую классику, которая встала в ряд, а затем, в общемировом срезе, поднялась  выше даже французской литературы, сдвинуть не удается более ста лет. Маяковский пытался ковырнуть, постмодернизм оттоптался и многократно гадил со всей искусностью Сорокиных, но глыбу эту ничего не берет. Кстати, я думаю, в итоге возьмет, и на мой взгляд, к концу этого столетия авторам дышаться будет гораздо легче, социальные, культурные, антропологические, лингвистические реалии все-таки сильно отодвинут Пушкина-Толстого-Достоевского-Тургенева. И наши внуки, которым физически станет трудно понимать томления чеховских бездельников, вздохнут с облегчением, им удастся начать литературу заново, тень огромного валуна поползет дальше... Но я отвлекся. Вообще, мог бы развернуто, но постараюсь короче, тезисами.

Собственно, я о литературоцентричности, которую мы утратили. Второй день я задаю себе вопрос, а что вместо? Что заменило, скажем так, регулярный нарратив, которым всегда являлась литература? Происходят события, история движется, люди пытаются осмыслить действительность, жизнь, появляется автор, пишет текст, и вот уже он становится итогом/триггером/центром, вокруг которого читатель выстраивает свое понимание мира и реакции на него (как относиться к тому или иному новому явлению). Это то, почему писатель и его текст стояли в центре мира. Но что изменилось? Точнее, что сейчас выросло на этом месте? Ну, не СМИ, не кино (дорогое, а потому слабое), не сериалы (примитивные и бессмысленные), не медиа, не политика, а что? Что подменило нам писателя властителя дум и литературу, мудрую судию, этакую вечную аннуахматову?

Ответ вам не понравится. Социальные сети. Не один голос, голос графа, дворянина, разночинца, умницы и совести нации, а хор голосов... На место личности и демиурга пришла толпа, хор, народ, который больше не безмолвствует — благодаря техническому прогрессу. Автор умер, авторами стали все. Как у язычников было с богами, когда не было бога главного, бог сидел под каждым кустиком. И социальные сети стали править миром, мнениями, трендами, трафиком, идеями и глобальным нарративом. Людям не нужно слово демиурга, они могут открыть Фейсбук. И разобраться сами.

Тема громадная, очень стараюсь коротко. Два примера. Я наблюдаю, как люди, мои друзья, думающие взрослые мужчины и женщины, ищут и работают с информацией. Исследуют разные мнения, обсуждают в комментариях, читают статьи на разных сайтах, пишут посты, общаются с друзьями, сталкивают мнения и спорят. То есть. Они как бы сами главные герои рассказов, они буквально сами творят свой нарратив, создают его, варятся в нем, проводят личные исследования, человек сам и каждый день пишет свою главу нон-фикшна и художественная пищевая оболочка ему уже ни к чему. Среда соцсетей забрала его, он сам творит свою литературу.

И второй пример. То, что лично меня постоянно вводит в некий ступор, я смотрю, как завороженный и не знаю, чего это метафора... Хотя понимаю, что это метафора глобальная. Возможно, самая сильная метафора моего времени, которую я могу наблюдать. Это когда президент огромной и могущественнейшей на земле страны делает пост на Фейсбуке и можно отключать звук, потому что комментарии сыпятся десятками тысяч, сотни в секунду... Не важно, о чем он пишет, о вводе войск в свой же город или о том, что если соцсеть посмеет его пост стереть, то он закроет эту соцсеть, не важно. Важно то, что в комментариях у него потенциальные 300 миллионов человек, хотя там и процента нет, но гипотетически. Метафора шоковая.

Какое это имеет отношение к литературе, спросите вы? Нет, понятие литературы очень широкое и оно вмещает в себя многое, и Набоковский стиль и в чистом виде художественность вещи для меня гораздо более значимые, чем Твиттер хоть самого господа бога. Но в части влияния, власти, регулярного массового нарратива литература уже никогда не победит социальные сети, как искусство никогда не будет популярнее любого продукта медиа. И почему-то я уверен, что это только к лучшему.

promo a_gonch may 27, 2014 09:35 1
Buy for 600 tokens
Это случилось, друзья! Спустя 2 года после выхода фильма! Интернет-премьера остросоциальной драмы от правообладателей. Фильм был снят в 2012 году, без поддержки государства и продюсеров, на собственные средства авторов и при помощи народного финансирования. Актеры и команда работали…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic